Русский стиль: прикладная техника

В русском стиле существует такая прикладная техника как пляс кулачного бойца.

Во всех воинских искусствах, будь то восток или запад, есть несколько разделов. И славянские боевые искусства не исключение. Один из этих разделов называется прикладная техника.

Что же такое прикладная техника? Это ряд разработанных движений, на которых базируется боевая техника. Такие движения называют ключевыми. И хотя на первый взгляд это кажется совершенно бесполезным и не имеющим отношения к технике ведения боя, присмотревшись, можно легко увидеть как элементы защиты, так и атакующие.

Предлагаем рассмотреть такую прикладную технику в русском стиле. Она называется пляс кулачного бойца.

Русский кулачный бой - это самобытная система, почти не имеющая аналогов. И овладеть ею не так просто, как это может показаться с первого взгляда. А ведь в кулачном бою очень своеобразная стилистика движения.

Техника ударных и защитных движений в русском стиле как бы исходит от ключевого движения, задающего определенную схему ритма и пластики. Согласитесь, описать пляс словами довольно сложно. Гораздо сложнее выполнить его на слух. И методы восточных единоборств здесь не проходят.

Та же пластика ушу для этого стиля не может служить примером. А рывковые и концентрированные формы движения, принятые в каратэ, не подходят никаким боком. Но это не означает, что освоить славянские боевые искусства нельзя. Они намного проще восточных стилей.

Пляс кулачного бойца, занимающегося боем один на один, это не отголосок древних ритуалов, а абсолютно функциональное действие. Приплясывание ногами, притопывание и качание плечами, все это - обеспечение постоянной расслабленности тела, готового к мгновенному действию, такому как отражение атаки противника, или переход к атакующим действиям.

Такие действия обеспечивают не только быстроту реакции, но и устойчивость к стрессам, и широкую амплитуду движений, их более четкую координацию. Помимо этого, включая аэробные нагрузки, они обеспечивают физиологические процессы, поддерживают дыхательные функции.

В случаях, когда линия строя отсутствует, а мы именно такие случаи и рассматриваем, главное требование, предъявляемое к бойцу - это стоять устойчиво. То есть, не твердо, а устойчиво.

Устойчивая стойка достигается благодаря балансированию, в котором задействуются голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, поперечно-поясной сгиб, поясница, плечевой пояс и шейный сгиб. Такая устойчивость позволяет в защите, удерживаясь на ногах, легко пропустить (провалить) мимо себя удар, направленный в Вас. А что касается атаки, то она легко строится на смещении тела в сторону, вперед или противнику под ноги.

Если быть точным, то приплясывание не только помогает бойцу сохранять устойчивое положение, но и помогает атаковать, поскольку преобразовать ритм пляса в ритм ударов не так сложно, поскольку в плясе заложены ключевые понятия защитных действий и ударов.

Помните, что мышцы бойца не должны быть сокращены. Конечно, без этого не обойтись, но сокращение мышцы, занимающее по времени доли секунды, должно приходиться на самый пик удара или критическую точку защиты.

Механика движения бойца включает три отдельных, но связанных между собой оси движения. То есть, тело как бы состоит из трех двигательно-активных полей. Это колени, поперечно-поясной сгиб и плечи.

А сейчас смотрим на рисунки и пробуем расслабиться в пояснице, стряхнуть напряжение с рук и ног, опустить плечи. С легким притопыванием включаемся в движение. Подвижности ног, как мы видим, отвечает движение плеч. Все мышцы тела нужно расслабить. Не прерывая движение, резким рывком выполнить отрыв плеча назад, справа и слева. При помощи каждого такого рывка изменяется положение плоскости груди к фронту атаки.

Пляс кулачного бойца

Не прерывая пляса, все так же резко, рывками посылаем вниз, как бы движением под себя поочередно, то правое, то левое плечо. При этом корпус, немного скручиваясь, склоняется в неглубоком поклоне вперед.

Последнее движение на базе пляса, которое мы разберем в этой статье - это отбрасывание корпуса в сторону. Чтобы яснее представить себе это, нужно представить себя на палубе качающегося корабля. Все колебания судна передаются на ноги. Энергично переступая ногами в направлении вынужденного движения тела, нужно удерживать себя от падения. При этом плечи играют роль балансира, выполняя балансирующие движения, отклоняясь в сторону, обратную движению тела.

И еще одно правило: вес тела опускается на две ноги только тогда, когда ступни расставлены на ширину шага, который именно для Вас считается нормальным. Никак не уже и не шире. Чем дальше Вы от такой стойки, тем меньше устойчивость.

По материалам: Атлетизм.com.ua